Монастыри и соборы

Собор во имя Воскресения Христова («Спас на Крови»)

Набережная Екатерининского канала, 26

Храм Воскресения Христова построен на месте, где 1 марта 1881 г. террористом И. И. Гриневицким был смертельно ранен император Александр II. Это было восьмое покушение на его жизнь. Уже 2 марта депутаты Городской думы обратились к новому императору Александру III с просьбой увековечить память погибшего императора установкой памятника или часовни. Александр III выразил желание построить на набережной канала храм-памятник. Первоначально на месте покушения на средства купца 1-й гильдии Громова была возведена часовня по проекту молодого архитектора Л. Н. Бенуа.

Собор Воскресения Христова («Спас на Крови») на Екатерининском канале. Фото Н. С. Волкова, 1907-1914 гг. Собор Воскресения Христова («Спас на Крови») на Екатерининском канале. Фото Н. С. Волкова, 1907-1914 гг.

В конкурсе на проект храма-памятника приняли участие многие известные архитекторы того времени, но только во втором туре высочайшее одобрение получил проект академика архитектуры А. А. Парланда и архимандрита Трои-це-Сергиевой пустыни Игнатия (И. В. Малышева). Церемония закладки храма состоялась б октября 1883 г. Земляные работы начали в 1886 г., но только 1 мая 1887 г. Александр III утвердил проект «в окончательной редакции».

Девятиглавое здание собора вытянуто с востока на запад. С востока собор имеет три алтарные апсиды, с запада располагается трехъярусная колокольня. Четыре крыльца с шатровыми кровлями отмечают входы. Стены собора облицованы эстляндским мрамором и специальным глазурованным кирпичом. В нишах отделанного гранитом цоколя установлено 20 гранитных же досок с надписями, повествующими о выдающихся событиях царствования императора Александра II.

Во внутренней отделке собора использованы разноцветный итальянский мрамор и цветные и поделочные камни из разных районов России. Пол выложен мраморными плитами, образующими красочные орнаменты. Особое место в храме занимала сень, установленная над местом смертельного ранения Александра II. Внутри она была отделана бухарским лазуритом и имела пирамидальное завершение с крестом, выполненным из 112 топазов.

Ни с чем не сравнимое впечатление производит мозаичное убранство храма. Мозаичные композиции на библейско-евангелические темы и сюжеты, использованные как для украшения фасадов храма, так и его интерьера, выполнены по эскизам более чем 30 художников религиозной живописи, в том числе В. В. Беляева, А. П. Рябушкина, Н. А. Кошелева, М. В. Нестерова, В. М. Васнецова, Н. Н. Харламова, А. А. Парланда и других.

Одноярусный иконостас из мрамора изготовили в Италии; царские врата из серебряных пластин, укрепленных на стальном каркасе, — в Москве. Мозаичные иконы исполнены по оригиналам В. М. Васнецова и М. В. Нестерова в мастерской А. А. Фролова. Ряд предметов церковной утвари и культа выполнен по проектам студентов Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица.

Таинство освящения храма происходило 19 августа 1917 г. в присутствии императора Николая II, императрицы Александры Федоровны и великих князей, высших гражданских сановников и высшего духовенства.

В 1920-е гг. храм несколько раз переходил из одного подчинения в другое. С августа 1923 до декабря 1927 г. имел статус кафедрального собора. 30 октября 1930 г. храм Воскресения Христова был закрыт. В 1930-е гг. неоднократно поднимался вопрос о сносе храма. Некоторое время помещение служило овощехранилищем, в годы войны — моргом, после войны — хранилищем декораций Малого оперного театра. В 1956 г. снова было решено снести храм. Только в 1968 г. собор внесли в списки памятников архитектуры, а в 1970 г. передали музею «Исаакиевский собор». С того времени храм-памятник является филиалом музея. В 1974 — 1995 гг. храм находился на реставрации. Основой экспозиции «Спаса на Крови» является его непревзойденное художественное и декоративное убранство.








© Copyright PASKHA.net, 2001-2010