Монастыри и соборы

Воскресенский женский монастырь

Забалканский проспект, 100

 

Воскресение Иисуса Христа согласно евангелистам произошло на третий день после его смерти. Оно сопровождалось рядом необычных явлений, например, землетрясением, во время которого отвалился надгробный камень. Затем явился Ангел, и его увидели стражи. Весть о воскресении Иисуса Христа была передана двумя Ангелами в блистающих одеждах: они возвестили ученикам Христа, что он воскрес и встретит всех в Галилее.

В 1845 г. Воскресенский женский монастырь был возобновлен по инициативе императора Николая I. Для монастыря было отведено место за чертой города, близ Московской заставы.

 

Воскресенский женский монастырь. Вид со стороны Забалканского проспекта. Фото К. Шульца, 1890-е гг.
Воскресенский женский монастырь. Вид со стороны Забалканского проспекта. Фото К. Шульца, 1890-е гг.

Собор во имя Воскресения Христова был заложен в ноябре 1849 г.; первый кирпич в основание нового Воскресенского монастыря положил император Николай Павлович. Освящение собора состоялось в июле 1861 г.

Желая отметить заслуги архитектора Н. А. Сычева и академика Яковлева, игумения Феофания просила высокопреосвященного митрополита «представить их к высочайшим наградам». Н. А. Сычев получил чин статского советника, а Яковлев — орден святой Анны III степени.

В соборе Воскресения Христова было пять престолов: главный — во имя Воскресения Христова, правый — во имя Успения Божией Матери, левый — во имя архангела Михаила и прочих небесных сил; на хорах: правый — во имя Всех святых и левый — во имя святителя Николая.

Росписи собора были исполнены монастырскими живописцами. Предалтарный иконостас в пять ярусов был устроен полукругом; по бокам, где находились местные иконы Спасителя и Божией Матери, он имел четыре яруса, остальные части — трехъярусные. В приделе во имя Успения Божией Матери находился образ Смоленской Богоматери Одигитрии, написанный игуменией Феофанией.

Церковь Ватопедской (Афонской) Божией Матери, именуемой «Отрада и Утешение», находилась в правом (игуменском) корпусе. Ее построили в честь иконы Божией Матери, присланной из русского Пантелеймоновского монастыря на Афонской горе на благословение вновь созидаемой обители. Афонская церковь по проекту архитектора Н. Е. Ефимова, заложенная в июле 1850 г., была освящена ровно через четыре года в присутствии членов императорской фамилии.

 

Воскресенский женский монастырь. Воскресенский собор и церковь Ватопедской иконы Божией Матери. Фото Н. Г. Матвеева, 1900-е гг.
Воскресенский женский монастырь. Воскресенский собор и церковь Ватопедской иконы Божией Матери. Фото Н. Г. Матвеева, 1900-е гг.

 

Церковь Ватопедской иконы Божией Матери, именуемой «Отрада и Утешение». Фото Н. Г. Матвеева, 1900-е гг.
Церковь Ватопедской иконы Божией Матери, именуемой «Отрада и Утешение». Фото Н. Г. Матвеева, 1900-е гг.

При монастырской больнице находилась церковь во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Церковь во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» построена по проекту Э. И. Жибера над могилой полковника А. Н. Карамзина — сына историка Н. М. Карамзина. Значительную часть суммы на строительство пожертвовала вдова полковника.

Пятиглавая церковь во имя пророка Илии находилась на монастырском кладбище, где были похоронены И. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, К. М. Фофанов, К. А. Варламов, Э. Ф. Направник, М. А. Врубель и др.

63-метровая надвратная колокольня, построенная архитектором Л. Н. Бенуа в 1892 — 1895 гг., по стилю напоминает колокольню Ивана Великого в Москве. Она завершила ансамбль, приблизив его силуэт к силуэтам древних русских монастырей. Колокольня не сохранилась.

В главном корпусе монастыря размещались кельи, ризница, библиотека и мастерские, а также больница для монахинь и аптека.

 

Церковь во имя пророка Илии на кладбище монастыря. Фото 1890-х гг.
Церковь во имя пророка Илии на кладбище монастыря. Фото 1890-х гг.







© Copyright PASKHA.net, 2001-2010