Домовые церкви

Церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы в Мраморном дворце

Дворцовая набережная, 6

Мраморный дворец построен по повелению Екатерины II архитектором А. Ринальди в 1768 — 1785 гг. Дворец, откупленный в казну, в конце XVIII в. в качестве подарка к бракосочетанию был пожалован императрицей Екатериной II своему внуку великому князю Константину Павловичу и некоторое время являлся резиденцией последнего короля Речи Посполитой Станислава-Августа (Понятовского).

Мраморный дворец. Вид со стороны Марсова поля. Фото 1927 г.
Мраморный дворец. Вид со стороны Марсова поля. Фото 1927 г.

Изначально домовая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была устроена в нижнем этаже невского корпуса дворца и имела отдельный вход с улицы. В храме находились резной золоченый иконостас и живописные иконы художников И. Вельского и И. Криста.

Невский фасад Мраморного дворца. Фото 1927 г.
Невский фасад Мраморного дворца. Фото 1927 г.

6 марта 1832 г. император Николай I назначил Мраморный дворец во владение своему сыну Константину, а после его кончины дворец стал собственностью великого князя Константина Константиновича, августейшего президента Академии наук и августейшего поэта «К. Р.». В 1846—1849 гг. под руководством архитектора А. П. Брюллова в здании осуществлены большие переделки, и домовый храм занял помещение в третьем этаже дворца. Новое освящение состоялось 27 декабря 1849 г.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Иконостас. Фрагмент. Фото И. Ф. Чистякова, 1928-1931 гг.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Иконостас. Фрагмент. Фото И. Ф. Чистякова, 1928-1931 гг.

Своды храма были оставлены белеными, а стены оклеены бумажными обоями. Украшением храма являлся резной золоченый иконостас, выполненный по проекту А. П. Брюллова мастером Е. Скворцовым. Были сохранены царские врата старого храма и некоторые иконы. Иконы, ранее писанные в итальянском стиле, заменили образами, исполненными иконописцем В. М. Пошехоновым, художниками П. М. Шамшиным, К. П. Брюлловым, Т. А. Неффом и другими в древнерусском стиле.

Во Введенской церкви находились серебряный вызолоченный крест и хрустальный ковчег в серебряной вызолоченной оправе с частицами мощей; образа царя Константина, Спиридона и Юлиана Тарсийского, поднесенные Константину Николаевичу Финляндским полком, и другие ценные реликвии.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Иконостас. Фрагмент. Фото И. Ф. Чистякова, 1928-1931 гг.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Иконостас. Фрагмент. Фото И. Ф. Чистякова, 1928-1931 гг.

Дворец, предложенный в марте 1917 г. Временному правительству для приобретения его в собственность государства, уже в ноябре 1917 г. был занят советскими учреждениями. Церковь закрыли. Одним из пунктов приказа Совета Народных комиссаров от 4 декабря 1917 г. предписывалось передать священные реликвии церкви Мраморного дворца в иные храмы России. В 1920 г. во дворце разместилась Российская Академия истории материальной культуры, а в 1937 г. — музей В. И. Ленина. В настоящее время здание Мраморного дворца является одним из отделов Русского музея.








© Copyright PASKHA.net, 2001-2010