Церкви

Церковь во имя Входа Господня в Иерусалим (Знаменская)

Знаменская площадь

Вход Господень в Иерусалим — событие из последних дней земной жизни Иисуса Христа. В этот раз Иисус Христос решил всенародно заявить о себе как о мессии и пожелал въехать в Иерусалим, как и его царственный предок Давид, на осле — животном, весьма почитаемом на Востоке. Встречавший Христа народ устилал дорогу свежесрезанными, только что распустившимися пальмовыми ветвями.

Этот праздник особенно пышно справлялся в Москве в XVI в. Во время крестного хода от Успенского собора к собору Покрова Богородицы во рву (храм Василия Блаженного) наряду с иконами и крестами на санях возили огромное дерево, украшенное искусственными цветами и плодами (финиками, изюмом и т. п.). Патриарх сидел на осле, которого вел за узду царь в одежде и регалиях первого наряда. По возвращении крестов к Успенскому собору дерево отдавали народу, как и украшение саней.

В конце XVII в. обряд этот был ограничен. Вместо дерева Приказ покупал три воза вербы для раздачи в Успенском соборе. Праздник совершался в цветную неделю (Вербное воскресенье — последнее воскресенье перед Пасхой).

Второе название церковь получила по канону Знамение Божией Матери. Канон представляет поясное изображение Богоматери с простертыми к небу руками и младенцем Иисусом, правой рукой благословляющим мир, а в левой держащим свиток как знак спасительного учения, которым он просвещает род человеческий.

В России подобные изображения получили название Знамения. Впервые название дано Новгородской святой иконе, с появлением которой на городской стене обратились в бегство войска Андрея Боголюбского (около 1110—1174), осаждавшие Новгород в 1170 г. Событие это празднуется в России 27 ноября.

Деревянная церковь во имя Входа Господня в Иерусалим, известная также как церковь Знамения Божией Матери, построена в 1759—1765 гг. по повелению Елизаветы Петровны. Освящение началось с приделов: одного — в честь Знамения Пресвятой Богородицы (в сентябре 1765 г.), второго — во имя святителя чудотворца Николая (год спустя в октябре). Главный придел — Входа Господня в Иерусалим — освящен позже других, в июне 1768 г. В эту церковь был перенесен иконостас из бывшей домовой церкви Зимнего дворца. Этот же иконостас затем установили в каменной церкви. Вместе с ним были переданы одиннадцать образов, крест, напрестольное Евангелие и священные сосуды.

Знаменская площадь. Фото П. С. Радецкого, 1900-е гг.
Знаменская площадь. Фото П. С. Радецкого, 1900-е гг.

В 1794 г. началась постройка каменной церкви по проекту архитектора Ф. И. Демерцова. В августе 1801 г. ее отстроили вчерне, но окончательно отделали лишь через три года. В ноябре 1804 г. из старой церкви во вновь построенный храм были торжественно перенесены иконостас, антиминс и иная утварь. На следующий день состоялось освящение церкви.

Входоиерусалимекая Знаменская церковь. Фото Н. Г. Матвеева, 1900-е гг.
Входоиерусалимекая Знаменская церковь. Фото Н. Г. Матвеева, 1900-е гг.

В 1805 г. ветхая деревянная постройка, просуществовавшая почти полвека, была разобрана. В 1809 г. вокруг новой церкви установили ограду и построили две угловые часовни, которые при капитальном ремонте 1853—1865 гг. были переделаны архитектором П. А. Чепыжниковым.

Четырехпрестольная Входоиерусалимская Знаменская церковь принадлежала, по мнению современников, к числу наиболее изящных храмов Петербурга. Особо почитавшимися святынями храма являлись: напрестольный крест с частицами мощей святых апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова, первомученика Стефана, святого Пантелеймона, Федора Стратилата, Дмитрия Солунского и Антония Римлянина, часть животворящего дерева креста Господня, часть ризы Божией Матери; икона Знамения Божией Матери (1175 г.).

При Знаменской церкви с 1865 г. существовало приходское Благотворительное общество для вспоможения бедным. Общество содержало богадельню для престарелых и увечных женщин, дневной приют для приходящих детей, убежище для малолетних сирот с двумя школами, бесплатную квартиру, бесплатную столовую.

Церковь была разрушена в 1936 г. в связи с подготовкой к строительству станции метрополитена «Площадь Восстания».

Входоиерусалимская Знаменская церковь. Фото Н. Г. Матвеева, 1900-е гг.
Входоиерусалимская Знаменская церковь. Фото Н. Г. Матвеева, 1900-е гг.







© Copyright PASKHA.net, 2001-2010